Осаго: изменения в законодательстве

7ca08145e45b6fac1c00a83120c939db

В 2017 году каждая компания, которая предоставляет услуги в сфере страхования авто, обязана будет давать клиентам возможность оформить полис ОСАГО через интернет. В новых поправках к законодательству указывается, что страховщики должны обеспечивать постоянный доступ к интернет-ресурсам для заключения договора. Если пользователь не имеет возможности оформить е-ОСАГО, он может подать жалобу в РСА и ЦБ.

Соответствующий законопроект уже принят Госдумой. Осталось только, чтобы его утвердили Совет Федерации и президент. Если не возникнет непредвиденных обстоятельств, закон вступит в силу 1 марта 2017 года. В настоящий момент рассматриваются поправки, посвященные работе автоюристов – представители страховых компаний называют их главной причиной проблем ОСАГО.

Подробнее о изменениях в законодательстве.

Особенности законопроекта

Все началось в 2015 году, когда депутаты рассмотрели закон, требующий запретить смену базовых тарифов ОСАГО чаще, чем раз в год. В дальнейшем требование развивалось и дополнялось новыми нюансами.

Требование относительно базовой стоимости осталось прежним. Главным дополнением эксперты называют введение электронных полисов. Если на сайте страховой компании возникнет проблема, которая не будет позволять клиентам пользоваться услугами, организация обязана оповестить об этом Центральный Банк. Контролем процесса займется Российский Союз Автостраховщиков.

Однако это не означает, что у каждой компании появятся сайты и приложения для оформления страховки! Закон допускает использование уже имеющихся средств – например, электронной почты. К этому методу уже прибегали некоторые небольшие организации еще в 2016 году.

Нововведения касаются не только поставщиков услуг, но и их клиентов. Так, если пользователь укажет неправильную информацию, и стоимость полиса окажется меньшей, чем нужно, страховая компания может взыскать с клиента выплату пострадавшему в полном размере. Тем, кто воспользуется услугой электронного оформления ОСАГО, специалисты рекомендуют заполнять все документы как можно более аккуратно, а при необходимости – посещать офис и вносить изменения.

Второе ключевое изменение – ограничение деятельности автоюристов. Отныне при наступлении страхового случая водитель обязан сначала предоставить поврежденный транспорт на осмотр страховщикам. Без этого запрещается проводить независимую экспертизу.

Вероятно, это делается для того, чтобы автовладельцы сначала выслушивали предложение страховой компании и только после этого, при необходимости, прибегали к помощи автоюристов. Напомним, что сейчас большинство клиентов работает по иной схеме: после ДТП эксперты проводят независимую экспертизу и, в случае победы в суде, страховая компания возмещает ущерб по оценке автоюристов.

Страховщики предлагали внести более жесткие ограничения (например, разрешить независимый осмотр только при личном присутствии страхователя), но в итоговом документе информации об этом не содержится.

Пока не ясно, как нововведения повлияют на страховой рынок, однако эксперты отмечают, что практика электронного страхования успешно применяется в ряде стран.