Что делать, если примерз ручник (стояночный тормоз)?

d14764ac3dcd393ad1836531d6a6b0dd

Ситуация, когда машина зимним утром после запуска и прогрева двигателя категорически отказывается трогаться с места, может поставить в полный тупик неопытного водителя. После размышлений и консультаций выясняется причина – задние колодки примёрзли к барабанам. Такое случается, если в тормоза попала вода, образовался лёд, и тормозной щит вместе с барабаном превратился в монолит.
 Устройство задних тормозов
Стояночный тормоз, а часто и рабочий, на легковых автомобилях использует барабанную конструкцию. Колодки прижимаются к внутренней поверхности полого цилиндра, закрытого с одной стороны тормозным щитом, а с другой – металлической привалочной плоскостью колёсного диска. Образовавшаяся закрытая полость плохо проветривается, и в ней может накапливаться влага. При охлаждении она замерзает, и если колодки были прижаты к барабану, то обратно они уже не отходят, а машина не сдвинется и на миллиметр.
Привод колодок на стоянке осуществляется с помощью оболочечных тросов через распределительную систему из рычага и распорной планки. Обратный ход колодок производится парой стяжных пружин, силы которых не хватит для разрушения ледяной корки. А большая площадь колодок не позволит провернуть колесо даже под тягой мотора.
 Что делать?
 Пытаться раскачать автомобиль и сорвать колодки усилием двигателя почти наверняка не получится. К тому же это опасно, можно сжечь сцепление при механической коробке передач или перегреть жидкость в автомате. Буксирование машины за грузовиком тем более чревато серьёзными проблемами. Надо принять меры к освобождению колодок.
Уточнение причин проблемы
Возможны три случая:

примёрзли колодки к барабану;
лёд зажал троса ручного тормоза в оболочках;
произошло и то, и другое.

Отличить припайку льдом колодок от заклинивших тросов можно наблюдая за поведением машины при попытке тронуться. Если колесо хоть немного, но проворачивается, то виноват трос. Он не даёт колодке отойти, но и не фиксирует её намертво на барабане.
Отогревание замерзших тормозов

 Разрушить лёд гораздо труднее, чем просто дать ему растаять. Поэтому обстукивание барабана молотком может помочь, но займёт немало времени и содержит риск повреждения деталей.

 Рекомендуется действовать по следующим образом

Наиболее доступный во многих ситуациях способ – поливание барабанов горячей водой. Вода имеет высокую теплоёмкость, поэтому результат будет быстрым и эффективным. Но для этого придётся снять колесо, иначе доступ к барабану затруднён. А попадание дополнительной воды потребует особого внимания к последующей профилактике.
Если имеется доступ к бытовой электрической сети, то поможет мощный промышленный фен. Это устройство генерирует значительный поток воздуха высокой температуры. Попутно будет частично решена задача удаления влаги из барабанов. Колесо тоже снимается, у воздуха из фена температура достигает сотен градусов.
Необычный народный приём – подвод к колесу горячих выхлопных газов от работающего двигателя через толстый гибкий шланг. Но о наличии такового придётся позаботиться заранее. Как и помнить о токсичности данного теплоносителя.
Всевозможные впрыскивания внутрь барабанов содержащих нефтепродукты жидкостей чреваты тем, что сразу после отогревания тормозов придётся их перебирать и заменять колодки. Их накладки несовместимы с подобными веществами и эффективно работать после такого уже не смогут.
Открытое пламя горелок, факелов и костров может и применимо, но разве что в условиях отогревания грузовиков в тяжёлых северных условиях. Там это может спасти жизнь, а легковой автомобиль ещё пригодится хозяину, лучше не пытаться его сжечь даже частично.

Если выяснится, что колодки удерживаются заклинившим тросом, то после окончания освобождения машины его обязательно надо заменить. Исправный тросик не должен замерзать или корродировать, а ездить с потерявшим герметичность дороже обойдётся, чем цена новой детали.

Последующие действия и профилактика
Когда автомобиль удастся привести в движение, тормоза надо прогреть и просушить. Их температура быстро поднимается при медленной езде со слегка прижатыми колодками. Вода испарится, а после поездки полости провентилируются. Чтобы избежать попадания влаги в дальнейшем, не стоит зимой ездить по глубоким лужам, а при мойке машины под давлением поливать барабаны из шланга.

Если тормоза сухие, а тросики в хорошем состоянии, то можно не бояться ставить машину на ручник во время ночной стоянки. Более того, постоянное пользование стояночным тормозом не даёт его деталям закиснуть и заклинить. А у фиксации машины при помощи включённой передачи или режима паркинга есть свои недостатки, которые не стоит испытывать на себе. Ручной тормоз именно для того и предназначен, чтобы обездвиживать автомобиль при долгих остановках. Надо только поддерживать его в должном техническом состоянии и чистоте.