Выхлопные газы – индикатор состояния вашего автомобиля

739a8ba3652055778ead3473c5208d5a

Выхлопная система исправного автомобиля должна выпускать бесцветный дым. Иногда могут происходить небольшие отклонения от нормы, например, зимой непрогретый двигатель иногда выделяет выхлопные газы белого цвета. Необычный цвет выхлопа может свидетельствовать о повреждении, большом износе двигателя или поломке оборудования.
Цвет выхлопных газов является одним из определяющих факторов технического состояния автомобиля. Он может предупреждать владельца автомобиля, что настало время посетить механика, а потенциального покупателя перед покупкой подержанного автомобиля о проблемах, устранение которых может стоить немалых затрат. Но не стоит поддаваться преждевременной панике. Давайте начнем с основ.

Что такое выхлопные газы?

Выхлопные газы — это побочный продукт, образующийся в процессе сгорания топлива в двигателе. Состав выхлопных газов: оксид углерода, оксид азота, оксид серы, альдегиды, озон и углеводороды. Выхлопные газы удаляются из двигателя с помощью выхлопной системы. Она состоит из выпускного коллектора, каталитического нейтрализатора с лямбда-зондами (один расположен перед, а другой за катализатором), глушителя и выхлопной трубы. В современных дизельных двигателях применяются также фильтры твердых частиц. Выхлопная система заботится не только об удалении газов, но также об их очищении от вредных веществ.

Как уже упоминалось ранее, у машины, имеющей исправные двигатель и выхлопную систему, из глушителя должен выходить бесцветный дым. Какие компоненты придают ему окраску? Чаще всего это сажа и несгоревшие до конца частицы углеводородов.

Кратковременное изменение цвета не является признаком неисправности

Зимой непрогретый автомобиль с только что запущенным двигателем может выбрасывать газы белого цвета. Это происходит из-за того, что в системе выпуска отработанных газов собралась вода, которая после запуска двигателя начала медленно испаряться. Если белый дым пропадает после прогрева двигателя, например, после проезда нескольких километров, не нужно бояться неисправности.
В свою очередь, черные газы генерируются в автомобиле с дизельным двигателем, который был подвергнут мгновенной нагрузке. Чаще всего это происходит, когда водитель сильно давит на педаль газа. Если сразу после снижения нагрузки выхлопные газы теряют окраску, также не стоит беспокоиться.
Иногда дым черного цвета может появиться после заправки топливом (дизелем) ненадлежащего качества. Если после следующей заправки автомобиля на другой станции дым теряет черный цвет, то причин для беспокойства тоже нет.
Опасные цвета выхлопных газов
Если белый или черный цвет выхлопных газов сохраняется в течение длительного времени, то это является серьезным сигналом. Столь же опасны газы синего и коричневого цветов.

Черный дым

Выхлопные газы черного цвета выбрасывают чаще всего автомобили с дизельными двигателями. Они могут означать повреждение инжектора, в основном это происходит из-за слишком низкого давления впрыска или утечки топлива. Это предостережение для людей, которые покупают подержанный автомобиль. Стоит помнить, что форсунки стоят очень дорого, поэтому приобретение такого автомобиля с самого начала будет связано с очень большими расходами.

Иногда за черный цвет выхлопных газов ответственны изношенные шланги охладителя турбокомпрессора, то есть интеркулера. Тогда не только выхлопная труба выбрасывает черный дым, но и двигатель работает заметно громче.

Черный дым появляется также при работе неисправного

турбокомпрессора, в котором изношены или повреждены лопатки, ротор или турбинное колесо. В этом случае турбина не в состоянии прессовать нужное количество воздуха в цилиндры.
Автомобили с бензиновыми двигателями также могут дымить черными газами. Здесь чаще всего причиной является неправильно проведенный тюнинг двигателя. Причиной может быть неправильно установленный (слишком маленький) угол опережения впрыска, который изменяется именно во время тюнингования автомобиля.

Серый дым

Выхлопная система выбрасывает серые газы, когда двигатель получает слишком богатую топливную смесь. За топливно-воздушную смесь отвечает компьютер. Холодный двигатель для прогрева получает богатую смесь, в которой больше топлива, чем воздуха. С повышением температуры двигателя состав смеси изменяется, в ней уменьшается количество топлива.

Если авто выпускает серые газы, по-видимому, произошел сбой одного из датчиков, чаще всего это датчик температуры двигателя. Датчик передает в компьютер неверные данные, либо не передает их вовсе, а компьютер считывает их так, словно двигатель холодный. Вторым признаком этой неисправности, кроме серого дыма, является повышенный расход топлива.
В двигателях с турбонаддувом серые газы могут означать неисправность турбокомпрессора: происходит утечка моторного масла, которое попадает во впускной коллектор двигателя.

Синий дым

Может появиться из-за простоя автомобиля в течение длительного времени. В этом случае после прогрева двигателя синий дым исчезает. Но если это не происходит, нужно считаться с серьезным износом двигателя. Он приводит к чрезмерному сгоранию масла, поэтому чаще всего синие газы сопровождаются высоким его расходом. Двигатель должен потреблять масло, но его расход не должен превышать 1 л на 1000 км.
Изношенность в этом случае чаще всего касается повреждения поршневых колец и стенок цилиндров.

Белый дым

Может свидетельствовать о неисправности турбокомпрессора, из которого сочится масло, попадая во впускной коллектор, а затем в камеру сгорания двигателя.
Белый цвет газов является также признаком повреждения прокладки под головкой двигателя. Эта неисправность имеет место особенно тогда, когда облако белых газов появляется при ускорении. Дополнительный признак неисправности в этом случае — падение мощности двигателя. Повреждение уплотнения приводит к попаданию в камеру сгорания охлаждающей жидкости.

Коричневый дым

Указывает на чрезмерный износ поршневых колец или стенок цилиндров (вызвано большим износом двигателя, недостаточной смазкой или попаданием в цилиндры грязи, например, песка во время замены свечей зажигания). В обоих случаях, кроме коричневого дыма, другими признаками неисправности являются снижение мощности двигателя и повышенный расход топлива и моторного масла.

Цвет выхлопных газов дает множество информации о техническом состоянии автомобиля. Нельзя игнорировать сигналы, подаваемые выхлопной системой, чтобы избежать многих серьезных расходов.